ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ ЖУРНАЛА <TIME OUT> октябрь 2005 |
НОВЫЕ ИНТЕРВЬЮ С ВЛАДИМИРОМ СКВОРЦОВЫМ | ИЗБРАННЫЕ ИНТЕРВЬЮ С ВЛАДИМИРОМ СКВОРЦОВЫМ | назад,на главную страницу |
перед вами - полная версия интервью
-В этом году Вы получили Приз зрительских симпатий. Как Вы думаете, почему именно за Вас проголосовали зрители? -Ох, даже не знаю… Конечно, любой спектакль – он для зрителя делается. Честно говоря – надо быть идиотом, чтобы говорить-« мне наплевать на зрителя.» Мы делали спектакль про вечное, про сокровенное… Я лично - про себя, про свою жизнь, про жизнь моих родителей. У каждого человека есть свое «сокровенное», и, очевидно, наши темы – пересеклись с темами многих - многих зрителей. Когда я делаю спектакль и принимаю какие-то решения – я отстраняюсь немножко и стараюсь позиционировать себя как зрителя. Когда я что-то задумываю, сразу отвечаю на вопрос – а насколько мне будет интересно это смотреть, и насколько это будет соответствовать моему самоощущению... . Стиль, в котором сыграна «Скользящая Люче»- «НЕБЫТОВОЙ РЕАЛИЗМ» Это абсолютно «мой стиль» .Актеры существуют очень достоверно, практически документально, в некой «не бытовой» среде. Это дает массу возможностей. Концептуальных, смысловых, визуальных. Актеры, работая в данном стиле, достигают потрясающих высот. А еще этот спектакль «полифоничен». В нем каждый зритель видит что-то свое. И у него очень хороший формат, он идет полтора часа… Вообще спектакль этот про поиск, про то, что мы ищем вторую половину всегда, в любой ситуации. И, даже найдя, все равно продолжаем искать. Есть такой код в этом спектакле. -А почему Вы выбрали именно эту пьесу для своего режиссерского дебюта? -Я долго искал материал. Когда мне принесли эту пьесу, я ее читал – ну, пьеса и пьеса, я искал в ней роль для себя. А потом, ближе к финалу я вдруг стал понимать. Чувствовать ее, дышать вместе с ней. Это абсолютно соответствовало мне, у меня тогда ушел отец из жизни, мама осталась одна, и я понимал, и я видел - насколько это тяжело – существовать человеку в одиночестве. Вот он – материал для дебюта. В принципе, я хотел позже начать ставить, но получилось иначе. -Почему Вы, как актер, не взяли себе никакой роли в этом спектакле? -Я считаю, что надо заниматься чем – то одним - либо ты играешь, либо смотришь со стороны и корректируешь. Ну, не смогу я играть роль и параллельно следить за актерами… Меня же потом мои же партнеры уважать перестанут…. Это две разных профессии, не надо их совмещать… Я, как режиссер, всегда должен находиться по другую сторону…И кроме того - я лично не видел удачных проектов, где режиссер спектакля выступал бы и в качестве актера. Не видел… А все, что написано про кого-то, кто жил где-то когда-то давно-давно… - так это история, а проверить никак нельзя.. -Как Вы думаете, что важнее для оценки спектакля – оценка профессионалов или оценка зрителей? -Я благодарен тому, что мой режиссерский дебют замечательно приняли и зрители и критики. Во всех цивилизованных государствах это - процесс взаимосвязанный. Очень много зависит от откликов в прессе,- многие зрители делают свой выбор в пользу того, или иного спектакля - исходя из мнений журналистов, почитанных в СМИ. С другой стороны - множество спектаклей, отвратительно принятых критиками, становились чемпионами сезона. Хитами, попасть на которые практически невозможно. И то и другое - для проката спектакля очень важно. Но именно то, что публика голосует за конкретный спектакль – принимает и понимает его, это и есть - победа. В конце концов - мы для зрителей делаем спектакли. -Вот с этой точки зрения, насколько правильно на таких фестивалях с профессиональным жюри делать Приз зрительских симпатий? Что-то он добавляет в театральный процесс? -Если мы относимся к данному призу не как к призу утешительному, а как к призу в официальной номинации – конечно, добавляет. Я могу сказать, что для профессионалов, театральных деятелей это – некий показатель того, что нравится сейчас публике, не критикам, а зрителю. Мы можем 355 раз восхвалять какой-то гениальный социальный спектакль, а публика его ненавидит, скучает и т.д. Поэтому, думаю, если серьезно оценивать расстановку сил в проекте, да и вообще в театральном деле, конечно, нужно обращать внимание на то, что нравится ТЕАТРАЛЬНОМУ ЗРИТЕЛЮ. И, естественно, Делать выводы. Театральные деятели должны обращать на это внимание, учитывать зрительские приоритеты.. Неудачными с точки зрения проката становятся спектакли, которые никак не сопрягаются с эмоциями зрителей…Цеплять должно. Я сам, к сожалению, участвовал в спектаклях, которые «не трогают» ни коим образом. Они нравятся профессионалам, но зрители их не понимают. -Стоит ли идти навстречу зрителям. Может, нужно их подтягивать до своего уровня? -Нет, зрители сами сделают свой выбор. Термин «Публика – дура» остался далеко в прошлом. А подмигивать залу…. я не занимаюсь театром коммерческим, я занимаюсь театром в свое удовольствие, для меня это - принципиальный выбор. И если зрители «с нами», значит – мы чувствуем одинаково. -Вы участвуете уже не в первой «Новой драме». Как фестиваль изменился? -У меня есть ощущение, что когда все только начиналось, было немножко по-другому, потому что тогда за достаточно большой срок накопилось желание что-то сделать, что-то новое открыть, вообще желание нового. Потому что I фестиваль – стал революцией. Сейчас, к сожалению, русские театры , в основном относятся к данному движению не как к поиску чего-то, а как к модному течению. Мне кажется, это не совсем верно, тут идет работа на некую потребу, на то, чтобы оказаться в тусовке. Безусловно, это влияет на качество спектаклей. Придумывается множество режиссерских, сценографических «наворотов»,за которыми теряется главное- история. А ведь это - самое главное! Мы рассказываем новые истории, которые еще никто не читал. Наша задача – открыть новые пьесы, новые имена. И они появляются! Скажем, Сергей Решетников или Юрий Клавдиев . Два недавних открытия…. -Кто зритель «Новой драмы»? -В принципе, зритель «Новой драмы» от 15 до 50 лет. Не могу сказать, что само движение рассчитано только на молодежную аудиторию, сколько смотрю, основной контингент от 20 до 40. -Говорит ли это о том, что вообще омолаживается театральный зритель или это только для «Новой драмы» характерно? -Нет, просто молодые люди всегда более интересующиеся, и как следствие –более продвинутые .Хотя это только первое впечатление такое. На «Новой драме»,действительно, много молодежи, но не меньше и зрителей других возрастных групп. Театр давно уже вышел из долгого кризиса. Театр – будто живой организм. Он дышит. . Не могу утвердительно сказать, что он молодеет. Как и всегда - добавляется новая аудитория, естественно, интересующаяся актуальным театром… Более молодое поколение просто тоже стало интересоваться театром. Это – нормально. Что касается данного фестиваля – была прекрасная реклама. Практически все молодежные издания анонсировали происходящее.Как итог – много молодежи на фестивальных показах. -Насколько Вам, как режиссеру, важен диалог со зрителем, обратная связь с ним? -Обычно на крупных международных фестивалях это принято – после каждого спектакля собираются люди, которых каким-то образом заинтересовал данный спектакль…практически сразу. Приходят все - и зрители и критики… Такая беседа получается, вроде пресс - конференции… И задают самые разные вопросы создателям спектакля По-поводу только что увиденного. Это общение иной раз затягивается допоздна, но если есть-реальный человеческий и профессиональный интерес к данной работе, почему -нет…К сожалению, в России подобная практика – скорее исключение, чем правило, но постепенно, думаю, все наладится. -Вы участвовали во встречах, отвечали на вопросы зрителей. Для Вас что-то изменилось по отношению к зрителю, к своей работе? Есть ли какое-то влияние? -Ну, если зритель задает вопросы,– это же прекрасно. Мне очень часто задают разные вопросы в Интернете вопросы. Как правило, после подобного общения понимаешь реально как спектакль или роль развивается ... Скажем, я был уверен, что выбрал пьесу для своего дебюта - правильно, а после столь теплого зрительского приема - еще раз в этом убедился.. Я актер, а следовательно, -люблю зрителя, и это чувство не покидало меня, когда я стал заниматься режиссурой. Влияние? Я же не навязываю никому ничего, все и так давно уже понятно - кто есть кто в мире. Я рассказываю о том, что волнует меня, а если это находит отклик и задевает за живое других,- значит, мы с моими друзьями все сделали правильно. -Ваши дальнейшие творческие планы? -Я начал репетировать новый спектакль. -Как режиссер? -Да. А параллельно разрабатываем с друзьями-драматургами идеи еще двух проектов. Что касается актерских театральных работ - в этом сезоне ,возможно, их будет несколько. Честно говоря, -мне вообще понравилось быть режиссером. Хотя, от предложений , касающихся моей основной профессии, я не отказываюсь. |